Интерес, который человек испытывает к своему будущему, видимо, связан с самой природой сознания. Будущее для нас – это не просто объект фантазий и спекуляций, но прежде всего – это инструмент целепологания и осмысления.
С этой позицией можно и, видимо, нужно спорить. Мировоззренческий спектр свидетельствует, что люди и целые сообщества нередко выстраивали свою жизненную стратегию исходя из совершенно иных представлений. Кому из нас не известны традиционалистские, цикличные формы воспроизводства социальных институтов, где авторитет прошлого – опыта старших – является неоспоримым? Другой пример – совсем недавно мы пережили целую эпоху господства экзистенциального мироощущения, столь сильно повлиявшего на мировую культуру XX века. Отголоски этого мироощущения, основанного на сиюминутном переживании своего существования в настоящем – здесь и сейчас, – воспроизводит до сих пор культурная среда постмодерна. В конце концов, выбор остаётся за человеком. Свобода нашей воли в таких вопросах неоспорима.
И, тем не менее, анализ современного состояние информационного поля делает очевидным, что тематика, связанная с прогнозированием, социальными ожиданиями, с научными и околонаучными подходами к исследованию будущего, становится доминирующей. В последние годы в сфере футурологии и прогностики наблюдается своеобразная структурно-организационная мобилизация. Наличие множества футурологических организаций заставляет нас позиционироваться или, если угодно, очертить свою нишу. Обозначим основные тезисы нашего понимания предмета деятельности сетевого центра и нашего журнала.
Долгое время футурология считалась псевдонаукой, вроде астрологии и хиромантии. Что ж, это справедливый упрёк: ни для кого не секрет, что среди исследователей, которые называют себя футурологами, немало тех, которые не используют принципы рационального мышления во время своих экскурсов в будущее. Пожелаем футурологии избавиться от рудиментов, подобно тому как некогда химия избавилась от алхимии.
Некоторые продолжают считать футурологию фантастической литературой, а в лучшем случае – научно-фантастической литературой. Однако почему бы не называть литературу литературой, а корень «логос» использовать по назначению?
Наконец, футурология трактуется как частная наука со своим методом, системой взглядов и прочими атрибутами суверенной науки. Это не может не вдохновлять нас как исследователей, однако наш журнал повествует о футурологии в другой её ипостаси. А именно?
Мы назовём эту ипостась футурологии (и, следовательно, нишу Инетернума) футурорефлексией.
Действительно, человеку (в отличие от животных) свойственна не только рефлексия (осознание себя), но и футурорефлексия (осознание, представление, планирование своего будущего). В формировании сознания футурорефлексия играет не менее важную роль, чем сама рефлексия (ощущения своего текущего бытия) и память (рефлексия своего прошлого).
Нетрудно показать, что футурорефлексия в этом смысле характерна не только для индивидуального, но и для коллективного сознания всего общества. Причём, не только для современного общества, но и для любого исторически существовавшего. Индивидуальная футурорефлексия выполняет важнейшие функции в плане поддержания индивидуальной способности к мышлению, осмысленному поведению и пр. Аналогично, коллективная футурорефлексия выполняет важнейшие социальные функции, вырабатывая ощущение относительной тождественности общественного организма в будущем самому себе в настоящем. Утрата футурорефлексии на индивидуальном уровне ведёт к сумасшествию, поскольку человек не может представить себя и мир в последующий момент. Утрата футурорефлексии в коллективном сознании ведём к дезинтеграции общественного организма.
Футурорефлексия распределена по всему социальному организму, формируется очень многими людьми. Футурология как наука, являясь специфическим знанием, сосредоточена в академическом сообществе. По отношения к футурорефлексии научная футурология является вершиной айсберга, подобно тому, как наука в целом составляет лишь один из элементов картины мира, даже если эта картина является сугубо научной.
Футурорефлексия разлита по всему обществу: мы все этим занимается: кто-то на кухнях, кто-то за кафедрой. Всегда футурорефлексия находила инструменты для выражения: футуро-представления социума формулировались ранее в религиозных учениях и идеологиях, затем – в публицистике и литературе, и, наконец, – в футурологии и прогностики.
Однако все эти инструменты не совершенны. Религия и идеология слишком догматичны для того, чтобы выразить любую рефлексию живого организма. Публицистика – политически ангажирована и формирует, как правило, должное футуро-представление в социально-манипуляционных целях. Литература слишком подвержена воздействиям ирреальных фантазий гениальных творцов. А у футурологии как науки главная цель – достижение истины, а не рефлексия и формирование представлений социума.
Однако все эти средства уходят в прошлое, поскольку современное общество постепенно овладевает способностью осознавать себя напрямую, без посредников, создавая сети прямого общения в Интернете. Итак, если Интернет – среда рефлексии, то рано или поздно должны были появиться сетевые центры, организующие (но не контролирующие) футурорефлексию, одним из которых и является Инетернум.
Задача (или ниша) журнала общественной прогностики «INETERNUM» – организация и концентрированное выражение футурорефлексии, распределённой внутри всего социального организма – среди всех профессиональных групп, заинтересованных сторон, информированных лиц и пр., и пр., и пр. Мы стремимся выразить футурорефлексию, сделать прозрачной (хотя и не универсальной) для Интернет-сообщества.
В связи со всем вышесказанным мы обращаемся к самой широкой пишущей аудитории, для которой проблема будущего (во всех его проявлениях) представляет интерес, принять активное участие в жизни нашего журнала. Редакторский портфель раскрыт и ожидает рукописей ваших статей. С правилами оформления и приёма рукописей вы можете ознакомиться на последней странице журнала.
|